Население далеко не каждой страны мира имеет столько поводов для гордости за свою Родину, как граждане России. Наша страна является самым большим по площади государством, среди наших сограждан много выдающих полководцев, писателей, изобретателей и деятелей культуры. История Отечества пестрит знаменательными датами. Именно поэтому мы решили рассказывать вам о достижениях, открытиях, великих людях и произведениях искусства каждый месяц!
И начать мы хотим с исконно славянской росписи - Хохломы. Ведь она возвращает нас к традициям и нравам наших предков. Хохлома является старинным русским народным промыслом, который зародился в округе Нижнего Новгорода в XVII веке.
Эта роспись выполняется черными и красными красками (в основном это киноварь и сажа) на золотистом фоне, или, наоборот, – на черном фоне присутствует золотистый рисунок. Для оживления узора допускается использование желтых, коричневых и зеленых цветов. Интересно, что при выполнении росписи на дерево наносят вовсе не золотой порошок, а серебряный оловянный, после чего дерево покрывают специальным составом и несколько раз обрабатывают в печи, получая, таким образом, медово-золотистый цвет, который придает легким деревянным изделиям эффект массивности. Традиционными элементами хохломской росписи являются веточки и цветы, ягоды земляники и рябины. Нередко встречаются звери, птицы и рыбы.
История возникновения хохломской росписи до сих пор остается загадкой. Существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, и хохломская роспись, как промысел зародилась именно у них.
В давние времена в небольших деревушках, скрытых в глухомани лесов, проживало немало утеклецов – людей, которые спасались от гонения за «старую веру». Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими картинками, древние иконы, каллиграфию кистевого письма, тонкое живописное мастерство и богатейшие образцы растительного орнамента.
Местные мастера в свою очередь непревзойденно владели токарным мастерством, передавая из поколения в поколение искусство объемной резьбы и навыки производства посудных форм. Так, в начале XVIII века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хохломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникальные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ковшей, а от иконописцев – мастерство живописной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды без использования золота.
Однако существуют и другие документы, которые свидетельствуют о том, что имитация «позолоченного» дерева, очень близкая по духу хохломскому искусству, зародилась еще до появления старообрядчества в 1640-х годах. Еще в те времена ремесленники, проживающие в больших нижегородских селах Мурашкино и Лысково, а также в маленьком селе Семеновское (ныне г. Семенов, являющийся одним из центров хохломы), изготавливали деревянную утварь – блюда, ковши, братины, окрашенные при помощи оловянного порошка. Считается, что этот способ окраски деревянной посуды сложился из местных поволжских традиций посудного ремесла и был прародителем хохломской росписи.
Хохлома - уникальное явление русской национальной культуры. Легкая, прочная, сверкающая золотом и яркими красками хохломская деревянная посуда известна во всем мире. Резные ковши, точеные чаши, миски, поставки удобны в применении, они привлекают строгой красотой своих форм, поэтичностью растительных узоров росписи, ее празднично-торжественным колоритом, основанном на традиционных трезвучии красного, черного и золотого.
Комментарии: