Есть чем гордиться!

25 марта 2017
1818 просмотров

Чуть более ста лет назад Париж и вся Европа были ошеломлены яркими красками, красотой и, конечно же, талантом актёров «Русского балета». «Русские сезоны», как их ещё называли, несколько лет оставались непревзойдённым событием в Париже. Костюмы, сделанные по эскизам Бакста, Гончаровой, Бенуа и многих других художников, их декорации отличались яркостью, оригинальностью. Это повлекло взрыв творческого энтузиазма и даже определило дальнейший стиль жизни. Имя Сергея Дягилева не сходило с уст многих парижан. 
 

Классический русский балет преобразил мировое балетное искусство. Он был известен всегда, но в начале 20 века вспыхнула звезда новой русской хореографии, заложившей свои традиции, - и эти традиции не только живут до сих пор, но и стали толчком для нового направления в мировом искусстве. Русский балет начала 20 века – это совершенно неожиданное слово в искусстве балета. До сих пор мировой балет питается открытиями и новациями русской труппы, выступавшей в Европе в 1910-1920-х гг., развивает и преображает заложенные ею традиции. 
Новый русский балет родился и приобрел мировую славу за пределами России, но создавали его русские артисты, русские балетмейстеры, художники, композиторы. Труппа не случайно носила название «Русский балет Сергея Дягилева». Дягилевсие балетные сезоны не только представили миру новый русский балет, но и наиболее полно раскрыли дарования многих русских артистов, ведь именно здесь к ним пришла мировая слава.
Началось все в 1907 году, когда Сергей Павлович Дягилев открыл в Париже русскую антрепризу под названием «Русские сезоны». Европа знала Дягилева, как необычайно энергичного антрепренера, известного в России знатока мировой культуры, автора работ по истории русской живописи, редактора нескольких журналов об искусстве и театре.Его знали как человека, близкого как к балетным кругам, так и к кругу художников, композиторов. К тому времени он успел организовать в Европе не одну выставку работ русских художников, представителей того нового русского искусства, которое позже назовут искусством Серебряного века, искусством эпохи модерна.
Свои «Русские сезоны» в Париже Дягилев начал с «Исторических концертов», в которых приняли участие С.В. Рахманов, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, Ф.И. Шаляпин, хор морского Большого театра. В следующем году Дягилев привез в Париж русскую оперу, познокомив европейского зрителя с шедеврами постановок произведений М.П. Мусорского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова (главные партии пел Федор Шаляпин). А уже в сезоне 1909 года в антрепризе Дягилева появился балет. Балетные спектакли шли в перемену с оперными. Сергей Дягилев привозил в Европу цвет русской театральной культуры - танцоров В.Ф. Нижинского, А.П. Павлову, Т.П. Карсавину, балетмейстера М.М. Фокина, приглашает для работы декораторами художников А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, Н.К. Рериха, А.Я. Головина.
Успех балетных постановок был столь оглушительный, что в следующем году Дягилев отказывается от оперы и привозит в Париж только балет. Можно сказать, что с 1910 года он становится исключительно «балетным антрепренером». Балету Дягилев посвящает всю оставшуюся жизнь. 
С 1912 года труппа Дягилева начинает гастролировать по миру - Лондон, Рим, Берлин, города Америки. Эти гастроли способствовали не только укреплению славы нового русского балета, но и возрождению балета в ряде стран Европы, а впоследствии возникновению балетных театров в странах, еще не имевших своего балета, например, в Соединенных Штатах и некоторых странах Латинской Америки.
Редко какая антрепризная труппа удерживалась на пике успеха три-четыри сезона подряд. Труппа Дягилева держалась на уровне мировой славы в течение 20 лет. Режиссер «Русских балетов Дягилева» Григорьев писал: «Завоевать Париж трудно. Удерживать влияние на протяжение 20 сезонов – подвиг». 

Комментарии:

Рекомендуем прочитать: